Итак, случилось. В Казахстане новый министр образования и науки. Среднее время пребывания в этой должности – три года. Не стал исключением и Ерлан Сагадиев. Его отставка была ожидаемой и закономерной. В целом правильные и разумные идеи Сагадиева по реформированию системы среднего образования на практике реализовывались крайне неудачно. По всей видимости, сказалось отсутствие профессионального опыта бывшего министра в сфере образования.
От имени научно-образовательного фонда «Аспандау» и от себя лично поздравляем Куляш Ногатаевну с назначением и желаем ей успехов в новой должности.
Вместе с пожеланиями – наше «общественное задание» по решению трёх насущных задач, которые не смог решить предыдущий министр.
Учебная нагрузка в старших классах составляет почти 8 часов в день (39 часов в неделю). Это где-то на 20% выше средней учебной нагрузки в странах ОЭСР.
Предыдущее руководство министерства для решения этой задачи пустилось в откровенную «алхимию», превращая академические часы в астрономические, уменьшая время урока до сорока минут, сокращая занятия физкультурой и занятия развивающего характера. Результат известен – золото из ртути не получается, ежедневная учебная нагрузка не уменьшается.
Для решения этой проблемы нужно:
1. Увеличить продолжительность учебного года (до 15 июня)
2. Сократить годовую учебную нагрузку на 10%
3. Поднять учительские ставки за часы преподавания на те же 10%.
Последняя мера очень важна. Нельзя допустить снижения заработной платы учителей. Так же важно сокращение нагрузки для преподавателей в течение учебного года.
Дополнительный бонус – переход всех школ на пятидневку решится автоматически. Сейчас этому мешает невозможность втиснуть большое ежедневное количество уроков в двухсменную модель обучения. Физически не хватает учебных классов.
Среднее время на выполнение домашних заданий в странах ОЭСР составляет 1,2 часа в день. Эксперты считают, что выполнение домашних заданий больше четырёх часов в неделю отрицательно влияет на процесс обучения. У нас на домашнее задание в старших классах отводится 130 минут в день! Практика показывает, что объём домашних заданий никак не контролируется.
Переход на преподавание на английском языке в 2019 превратился в откровенную профанацию из-за отсутствия педагогов, владеющих английским языком. Не отбрасывая саму идею трёхъязычия, необходимо растянуть программу внедрения как минимум на 10-15 лет. Причём начинать её надо не со школы, а с педагогических вузов. Пока наши педагогические вузы не будут выпускать учителей, свободно владеющих тремя языками, ни о каком трёхъязычии речи быть не может!